Балтийск (Пиллау)

Южный и Северный молы

История молов


На фото Северный мол в Пиллау.

Защитные молы в Балтийске, пожалуй, одни из самых значимых инженерных сооружений Балтийска и Пиллау. По порядку, 10 сентября 1510 года на Земландский полуостров обрушился мощнейший шторм. В результате шторма в Косе образовался пролив. Шли годы, пролив стал важной транспортной артерией, но природа старалась вернуть всё на свои места, и пролив постоянно заливался, судоходство затруднялось, и периодически приходилось проводить работы по углублению фарватера. Первая попытка кардинально изменить текущую ситуацию была предпринята в 1767 году инженером Лилиентальем. Для защиты пролива была возведена искусственная коса из каменных глыб. Просуществовало это сооружение около двух лет и было безжалостно уничтожено морской стихией. В последствии было предпринято еще несколько попыток защитить пролив, но и эти сооружения постигла та же участь. Вопрос требовал более серьезного подхода, и 1769 году было начато строительство Южного мола (находиться на южной стороне пролива). Конструкция собиралась из валунов, связывалась кованными цепями и крепилась якорями. В свободное пространство заливался бетон. Работы производились только при благоприятных погодных условиях и продолжались (тут можно сильно удивиться) 67 лет! Работы по строительству Южного мола закончились в 1836 году.
Через 4 года началось строительство, теперь уже Северного мола (располагается на северном берегу пролива, со стороны города). Технология строительства зарекомендовала себя положительно и продолжила применяться (те же валуны, якоря и цепи). Через 43 года, 30 июня 1883 года, состоялось торжественное открытие Северного мола. Таким образом, строительство двух сооружений заняло всего 114 лет.

Время показало, что инженерное решение о строительстве было абсолютно верно. Заливание пролива не только прекратилось, но и благодаря сформировавшимся течениям глубина увеличилась в 3 раза (с 3 до 9 метров). Кроме того, молы сдерживают значительную часть энергии моря и защищают от непогоды Гавань и пролив. Оба мола благополучно пережили Первую и Вторую мировые войны и выполняют свои функции по сей день.
Длинна Южного мола 1060 метров.
Длинна Северного мола 525 метров.
Расстояние между молами 360 метров.
Оконечности молов считаются самыми западными, доступными точками России. Если к вопросу подойти педантично, то можно выяснить, что, действительно, самая западная точка находиться дальше по Балтийской косе, на границе с Польшей. Но доступ в эту локацию закрыт.

Исторические фото Балтийска (Пиллау)

Мы собрали немного историй этого потрясающего места.

Маяк в Балтийске

История самого западного маяка России

Турбоход «Tannenberg» в Пиллау

История трёх лайнеров специально построенных для Восточной пруссии

Шхуна "Букау" в Пиллау

История забытого изобретения

Парусник «Seeadler» в Пиллау

Потрясающая история последнего парусного корсара

Памятник на набережной Пиллау

История памятника Фридриху Вильгельму, курфюрсту великому.

Königsberger straße (Кенигсбергская улица)

История одной улицы в Пиллау

Кирха "Мария Звезда Морей"

История одной кирхи

Эскадренный миноносец S-166

История одного миноносца.

Лоцманская башня

История Лоцманской башни
Made on
Tilda